Основной целью проекта является разработка и внедрение широкого спектра программно-методических комплексов, ориентированных на получение первичных навыков программирования, робототехники, системной инженерии в систему общего и дополнительного образования детей в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов .

Проект предусматривает активное развитие направления, проведение олимпиад, научно-технических конференций, фестивалей, конкурсов-акселераторов, соревнований по робототехническим и инженерным дисциплинам, инженерных смен на базе ВДЦ "Орленок", ВДЦ "Смена", ФДЦ "Артек" и др. Все мероприятия имеют всероссийский и международный уровни, поддержаны Министерством образования и науки РФ.

Место проекта на рынке

Основной запрос на использование Лабораторий  сформулировал еще Конфуций более двух с половиной тысяч лет назад: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». 

Сейчас  в российской федерации  уделяется повышенное внимание развитию инженерных компетенций.  Мотивами развития проектов  образовательной робототехники, является то, что Правительство РФ разрабатывает «дорожную карту» реализации Стратегии развития  отрасли Информационных Технологий до 2020  и на период  до 2025 года,  утвержденной приказом от  1 ноября  2013 г. No 2036-р. 

В ней задействованы Министерство Образования и науки , Министерство связи и коммуникаций,  другие государственные институты развития,  а также негосударственные  проекты . 

Согласно новой редакции Федеральных Государственных стандартов, информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технических средств,  формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебных задач с применением информационно-коммуникационных технологий.

Лаборатория интеллектуальных  Технологий «ЛИНТЕХ»  является резидентом Сколково и занимается разработкой алгоритмов для Распределенных Сенсорных Сетей (РСС) Сенсорные сети используются для решения задач сбора и передачи информации при высоких требованиях по автономности, надежности и масштабируемости  сети.  С их помощью становится возможным управление множеством устройств - роботов одновременно и без конфликтов за ресурсы.

В рамках реализуемого  проекта ученики  знакомятся с такими понятиями, как например «Умная пыль» (SMART DUST), «Интернет вещей» INTERNET OF THINKS. 

В проекте используется только Свободное Программное Обеспечение (СПО). 

Организация Лаборатории Робототехники в школе или учреждении дополнительного образования - это: 

      Внедрение современных научно-практических технологий согласно  требованиям ФГОС; 

      Развитие интереса к научно-техническому творчеству, технике, высоким технологиям; 

      Развитие алгоритмического и логического мышления;

      Популяризация профессии инженера и достижений в области робототехники; 

      Развитие коммуникативных навыков, формирование навыков коллективного труда. 

 

Лаборатория  Робототехники «РоботоЛАБ» может быть использована в форме  дополнительного образования, факультативных и элективных курсов, программ занятий летнего лагеря детей. Используя Лабораторию робототехники,  учебное заведение  сможет показать: 

-    предметные, такие как:

-    обучение  программированию;

-    интеграция различных предметных областей. 

-    метапредметные, например: 

-    формирование универсальных учебных действий; 

-    организация проектной деятельности; 

-    обучение навыкам исследовательской деятельности;  - развитие знаково-символической деятельности.  

-    и личностные результаты детей.

Участвуя в занятиях на базе сети образовательной робототехники, дети смогут принимать участие в мероприятиях федерального, окружного, местного уровней.

 

1. Тематика проекта . 

В настоящее время в образовательной сфере предполагаются 4 основных видов Лабораторий: 

 

      Промышленные и Индустриальные Лаборатории, создаваемые преимущественно в учебных центрах промышленных предприятий, крупных научных  и учебных центрах, направлены на получение  новых знаний, повышение квалификации состоявшихся  специалистов в той или иной области, развитие и внедрение технологий.  В мире существует множество крупных индустриальных учебных центров. Стоимость оснащения таких лабораторных решений порой достигает десятки и даже сотни миллионов долларов. Основной результат – развитие технологий и промышленные новации.

 

      Учебные Лаборатории ВУЗов. Лаборатории, ориентируемые на формирование необходимых  навыков и знаний студентов высших учебных заведений, составляют основу получения практических знаний, получаемых студентами во время обучения. Все высшие учебные заведения оборудованы большим количеством различных лабораторий и, учебный процесс в них, в основном, формируется из лабораторных занятий. Уровень подготовки специалистов в ВУЗах зависит от технологического оснащения лабораторий, качества учебнометодических материалов преподавания, условий текущей комплектации расходными материалами и уровнем технологической поддержки. В рамках этих лабораторий активно применяются колернинговые центры обучения, системы параллельного обучения и др. Стоимость организации современной учебной Лаборатории в российском ВУЗе составляет сумму от 15 -20 млн. рублей 

 

      Школьные лаборатории основного образования. Все описанные требования к Лабораторным комплексам высших  ступеней должны соблюдаться и на начальных этапах получения знаний. Школьные Лаборатории по основным предметам  образования должны быть в любой школе, так как формируют основу практических знаний учеников по физике, химии, биологии, астрономии и другим предметам общей образовательной программы.   Современный уровень развития интерактивных технологий и Мультимедиа позволяет формировать  школам предложения по построению «Учебных аудиторий смены рабочих зон», позволяющие предоставлять школьникам разнообразные учебные материалы в рамках различных учебных дисциплин, обеспечивая не только оптимальные условия использования учебных площадей, но и метапредметность, практикоориентрованность обучения, развитие коммуникативных навыков. 

 

      Лаборатории Дополнительного Образования. Вот именно та сфера применения Лабораторий в привычном понимании вещей, в которой сегодня может быть сосредоточена особая активность. Основные направления развития дополнительного образования уже определены. Необходимая самостоятельность школ и учителей по принятию решений и распределению финансов активно выстраиваются. Вместе с этим формируется и широкий спектр различных технологических решений, направленных на получение школьниками первичных знаний и навыков, закрепления полученных знаний в рамках программ основного  и дополнительного образования  в дальнейшем и получения первых результатов от использования полученных знаний на практике. 

 

Таким образом, Лаборатории Робототехники, обладающие уникальными технологическими возможностями практического применения, использующие современные учебные методики обучения, интерактивные и мультимедийные возможности, современные возможности Digital Native при условии правильного сопровождения, развития и поддержки, могут занять достойное место в научно-познавательном и образовательном движении современного развития общества. 

 

1. Поддержка. 

 

Развитие основ Образовательной Робототехники является одним из приоритетных направлений развития  образования в России. Предлагаемая программа развития Лабораторий Робототехники «РоботоЛАБ » представляет собой уникальную интеллектуальную разработку  и является результатом деятельности ряда инновационных компаний, ориентированных на работу в образовательной сфере. 

В настоящее время существует ряд Губернаторских программ и конкурсов регионального уровня, направленных на существенное повышение материально-технического уровня образовательных учреждений регионов. В рамках этих программ у школ  и региональных центров образования имеется возможность получения грантов на построение современных лабораторий, открытие в школах инновационных площадок, активное привлечение детей к исследовательской и инновационной тематике. 

Определенную финансовую и организационную поддержку в развитии  образования оказывают крупные промышленные предприятия, малый и средний бизнес в регионах развития проекта, понимающие всю важность реализуемых задач и делающие ставку на подрастающее поколение как на будущее создаваемого ими бизнеса. 

Робототехническая лаборатория «РоботоЛАБ» может входить в список возможных решений при реализации федеральных и региональных программ, реализуемых  и в других сферах деятельности. Так,  использование предлагаемого решения в помещениях районных библиотек. При грамотном развитии взаимодействия такое решение может состояться, объединив под крышей районных библиотек множество лабораторий, центров дистанционного образования, различных  возможностей получения знаний и проведения мероприятий. 

Активное содействие в развитии  проекта могут оказать крупные российские и иностранные производители и поставщики комплексных технологических, мультимедийных, образовательных и прочих решений, связанных с реализацией проекта. Используя предлагаемые робототехнические Лаборатории в предлагаемых нами инсталляциях, партнеры могут формировать на их базе собственные ресурсные центры во всех российских регионах, что  в свою  очередь, окажет весомую поддержку продвижению продукции этих компаний на образовательный рынок. 

Особое внимание развитию Робототехники уделяется со стороны различных  государственных и частных инвестиционных  фондов, фондов развития, благотворительных и некоммерческих организаций. Предлагаемое решение Лаборатории «РоботоЛАБ» может активно использоваться  для достижения поставленных целей реализуемых ими проектов. Установленные и активно работающие Лаборатории  могут принимать участие в Конкурсах на получение  премий и грантов, которые могут использоваться на активное развитие этой тематики в дальнейшей работе. 

Автор проекта – Лаборатория Интеллектуальных Технологий «ЛИНТЕХ» является резидентом Инновационного фонда Сколково и обладает рядом существенных налоговых льгот и приоритетов при реализации этого проекта. 

 

2. «Цена» получаемых знаний. 

 

Все участники и разработчики проекта уверены в том, что проект будет востребован среди школьников 5-9 классов.  Для оценки реальных возможностей развития проекта всем было интересно, какие средства будут затрачены на обучение каждого участника программы. С учетом большого количества тиражируемых решений по территории России, различного спроса и активности обучения, есть возможность получить ориентировочные расчетные показатели затрат проекта на обучение 1 школьника. 

Для расчета такого  показателя необходимо принимать во внимание следующее: 

      Каждая учебная программа рассчитана на 20 академических часов;  Количество часов работы Лаборатории -  40 часов в неделю. 

      Среднее количество человек в каждой группе обучения    10 (из 15); 

      Планируется не более 10-15 (из 40 ) групп, обучаемым по программам; 

      Ожидается 2 потока обучения в течение года ;  Расчетные показатели проекта в этом случае следующие: 

-    расчетное количество выпускников каждой Лаборатории в течение одного года - не менее 200 человек в год. 

-    расчетное количество посещений в месяц всего не менее 100 школьников.  -  суммарные затраты на инсталляцию и поддержку учебного процесса в течение 3 (трех) лет и составляет суммарно 1.2 млн рублей. 

-    общее количество выпускников проекта за 3 года – 600 школьников. 

-    расчетные затраты в месяц на проект ( 1.2 млн /36 мес.) не более 35 т. руб.  - расчетные затраты на 1 обучающегося школьника в текущий месяц - не более 350 руб. 

 

Получаем самые важные для оценки реализации любого  проекта показатели:  Стоимость подготовки выпускника в рамках проекта  2 000* рублей  Средняя длительность обучения (2000/350)    не более 6 мес.  Затраты на 1 школьника в месяц      350* руб.  При увеличении потока загрузки расчетные показатели могут быть  еще снижены в  разы. 

 

В соответствии с Государственным запросом по количеству программистов к 2025 году получаем необходимость ежегодного прироста профессиональных программистов в количестве 10 000 специалистов в год. 

Предполагаем, что из 200 выпускников курса  за год всего 10 учащихся (5%) сделают свой выбор в сторону инженерных профессий и программирования. При наличии 1000 Лабораторий робототехники в течении 10 лет в стране получаем ежегодный поток в количестве 200 000 школьников в год и востребованных 10 000 выпускников, связавших свою жизнь с инженерным программированием. Таким образом, проект ориентирован на решение государственной задачи значительного увеличения специалистов в сфере робототехники и инженерного программирования.

 

4. Отличительные особенности проекта. 

Проект объединил в себе широкий спектр современных технологических и организационных решений, используемых в настоящее время в образовании. 

Вот только некоторые из них: 

      Уникальные авторские учебно-методические материалы, прошедшие апробацию на лучших федеральных инновационных площадках ( ФДЦ «Орленок»), разработаны специально для использования в Лаборатории робототехники «РоботоЛАБ» лучшими российскими специалистами. 

      Лучшая материально-техническая база учебной Лаборатории, объединяющая в рамках одного проекта самые современные достижения различных технических и учебно-методических комплексов, имеющихся на рынке. 

      Самые современные технологические решения в сфере визуализации, инфо-графики, мультимедиа и телекоммуникаций, реализуемые в одном  проекте ведущими мировыми поставщиками.

      Полная текущая поддержка проекта в методическом, организационном и технологическом плане для обеспечения актуальности реализуемых задач и процесса обучения. 

      Сертифицированное обучение преподавательского состава по специально разработанной методике дистанционного образования с выдачей Удостоверения установленного образца.

      Широкие возможности взаимодействия при построении взаимодействия с Заказчиками Лабораторий в регионах, различные варианты оплаты, включая «нулевой вариант». 

      Российская разработка основных составляющих проекта.  

 

Эти и другие аспекты, отличающие проект Лаборатории Робототехники «РоботоЛАБ» от других предложений на рынке. 

 

Учебно-методические материалы 

В процессе учебных занятий Лаборатория робототехники «РоботоЛАБ» предусматривает формирование основного процесса обучения с использованием технологии интерактивного дистанционного образования.

Для этих целей в комплект поставки входят мультимедийные материалы, обеспечивающие погружение обучающихся в процесс реализации познавательных миссий, выполнение заданий которых продвигает школьников к получению необходимых знаний. 

В случае качественного и доступного канала Интернет учебные материалы доступны на сайте проекта. 

Помогает школьникам в выборе миссий и реализации проектов  Тьютор, имеющий необходимую подготовку. Это позволяет создать школьникам необходимые условия для обучения, обеспечить надлежащее следование обучающим курсам, вносить необходимые коррекции в учебный процесс, реализовывать необходимые действия по исполнению миссий, предусматривающих участие взрослых. 

Еще одним  участником учебного процесса являются сеансы связи с Центром Управления Проектом (ЦУП), который формируется в Инновационном фонде Сколково и обеспечит прямые сеансы связи с каждой из Лабораторий, а также связь всех Лабораторий между собой посредством сервиса веб-конференций, а также связь всего проекта с другими проектами, реализуемыми в России и мире. 

Учебно–методические материалы проекта условно разделены на несколько основных разделов: 

1.  Демонстрационные миссии, направленные на формирование первичного интереса к занятиям и самому проекту. 

                       Количество  миссий:                    не  менее  6. 

Тематика демо-миссий:    «Космос», «Подводная стихия», «Исследования окружающей среды», «Умения и навыки», «Умный

робот»

                       Продолжительность :                  1-2 часа обучения. 

Аудитория     Школьники начальных классов, первые вводные занятия, дети при разовых посещениях 

Результат:     Письменный отчет о выполнении миссии, виртуальный индивидуальный отчет в Интернет, действующая модель робота; 

                       Мотивация школьника:               Сертификат участника. 

 

2. Обучающие миссии, направленные на получения практических навыков инженерного практикума и начальных основ системного программирования. 

                       Количество миссий                         порядка  6-10.

                        Тематика миссий :                        «3Д-принтер»,        «Знакомство        с

Роботами », «Знакомство с миссиями», «Проектирование Робота»,

«Сборка Робота» ( 3-6 вариантов), «Окружающая среда», «Основы программирования ». 

                       Продолжительность                    6-10 часов 

                      Аудитория                                  Школьники 5-6 классов 

Результат:     Письменный отчет о выполнении миссии, виртуальный отчет работы команды в Интернет, действующие модели полученных роботов, конкурс лучших решений. 

Мотивация школьника :   Сертификат участника, Дипломы победителя конкурса. 

 

3. Исследовательские миссии, направленные на формирование полноценных исследовательских работ, развитие навыков проектной деятельности в группах, создание условий состязательности и развития информативно-коммуникативных навыков участников. 

                       Количество миссий                      не менее 10-15. 

Тематика миссий :    «Робот - исследователь», «Робот – перевозчик», «Робот – сортировщик», «Робот – музыкант», «Робот – спасатель», «Робот- воин», «Домашний робот», «Робот- танцор», «Робот- собеседник», «Робот-эколог», «Робот-энергетик». 

                       Продолжительность                    17-20 часов 

                        Аудитория                                          Школьники 6-8 классов 

Результат:     Письменный отчет о выполнении миссии, виртуальный отчет работы команды в Интернет, действующие модели роботов, конкурс лучших решений внутри Лаборатории и с другими Лабораториями проекта, выступление на «Вебинарах», участие в научно-практических конференциях и фестивалях. 

Мотивация школьника :   Сертификат участника, Дипломы победителя конкурса, Дипломы и Грамоты Фестивалей и конкурсов.

 

4. Олимпийские миссии, реализуемые при активном взаимодействии с Центром управления проектом (ЦУП  Сколково , ориентированные на формирование уникальных робототехнических возможностей собираемых  моделей. 

                       Количество миссий             по инициативе участников.

                      Тематика миссий :               полноценные  визуально-

функциональные модели Роботов с большим числом выполняемых функций, анализом датчиков различных систем, соответствующие требованиям проводимых фестивалей и конкурсов. 

                       Продолжительность                    40-72 часа

                        Аудитория                                 Школьники 7-9 классов 

Результат:     Письменный отчет о выполнении миссии, виртуальный отчет работы команды в Интернет, действующая модель полученного робота, конкурс лучших решений с другими Лабораториями, выступление на Вебинарах, участие в научно-практических конференциях, фестивалях проекта и участие в других российских робототехнических мероприятиях, участие в WRO.  Мотивация школьника :   Диплом участника и победителя конкурсов, Дипломы и Грамоты Фестивалей, участие в WRO. 

 

Общее количество  учебных  материалов – более 1500 часов. 

Таким образом проект представляет возможность  делать выбор и проходить не менее 30 различных миссий, использовать различные варианты предлагаемых технических решений и конструкторов для производства собственного робота, изучить и использовать современные технологические решения (3Д-принтер, электрические приводы, системы управления, контроллеры ), обеспечить активный интерес каждого участника и команды в целом к достижению конечного результата. Специально разработанная система мотивации Участников проекта имеет необходимый состязательный принцип и позволяет каждому участнику, дошедшему до конца выбранной им миссии, получить документ, соответствующий полученной им компетенции в проекте. 

Собственная система популяризации проекта в виде научно-практических конференций и фестиваля «РоботоЛАБ – будущее умных машин » является составной частью общероссийского образовательного движения развития Робототехники, что дает возможность участникам и победителям проекта принимать участие и побеждать на других соревновательных площадках и принимать участие в WRO. 

 

Технические и софтверные решения проекта

Поскольку проект предусматривает  3-летний срок эксплуатации без существенной плановой модернизации технологического оборудования, команда проекта заинтересована в поставках самых  современных технических решений, существующих на рынке к моменту поставки. Это обеспечит беспроблемную работу оборудования в течение всего срока эксплуатации и не потребует незапланированных затрат в процессе эксплуатации.

      Внутреннее техническое оснащение 

Внутренний интерактивный и аудио-визуальный комплекс лаборатории состоит из: 

o   интерактивного проектора с автоматическим экраном или интерактивной доской на фронтальной стене помещения

Лаборатории; 

o   двух широкоформатных проекторов для формирования тематического мэппинга на поверхностях стен, потолка, пола и внешних поверхностей мебели Лаборатории; 

o   двух мониторов ( не менее 42 ‘ ) на боковых стенах Лаборатории для построения интерактивного рисунка миссий и создания тематического антуража реализуемых миссий, а также для организации «сеансов связи» проекта;

o   камеры видеонаблюдения (6 шт.), обеспечивающих фронтальную съемку, интерактивное общение через мониторы и возможность  вертикальной съемки столов творчества при работе над выполнением миссий. Возможна также поставка и использование action-camera для видео-фиксации  процессов; 

o   четырех защищенных планшетных компьютеров ( по одному для каждой из команд и преподавателю ) для реализации миссий и фиксирования основных вех исполнения заданий; 

o   модуля беспроводного доступа ( Wi-Fi) для полноценной работы всех системных устройств Лаборатории и обеспечения беспроводного доступа в Интернет для всех участников проекта. 

o   пяти ноутбуков, обеспечивающих взаимодействие с роботами и ведение отчетов по проектной работе; 

o   лазерного  цветного принтера  для печати ( с функцией каттера) ;  o 3Д-принтера  для печати составляющих деталей роботов, деталей реализуемых проектов с размером большей стороны до 50 см; 

o   3Д-сканеро для возможности быстрой подготовки данных для 3Дпечати.

o   необходимого комплекса  для аудио воспроизведения ;  o серверной части, обеспечивающей слаженную работу всех входящих в          состав             лаборатории         комплексов           и         систем, обеспечения доступа в сеть Интернет, хранения большого количества данных ( миссий, отчетов, видеоматериалов и т.п. )

o   необходимого  коммутационного, сетевого, канального оборудования  и блока бесперебойного питания.

 

      Сетевые возможности проекта                                                                  

 Практически аналогичный комплекс, только с более развитыми функциональными и мультимедийными и сетевыми возможностями, установлен в Центре Управления Проектом ( ЦУП Сколково). 

Дополнительно проектом  предусматривается :

o   блок организации конференц-связи и веб-конференций;  o основной управляющий сервер проекта;  o основной архив проекта, файл-хранилище;  o сервер доступа и контент-ресурса; 

o   комплекс видеостудии для съемки учебных материалов и проведения сеансов связи; 

Такой комплект позволит полностью организовать необходимый сервис сопровождения проекта, а также его активное развитие. 

 

      Учебно- техническое оснащение                            

В настоящее время мы планируем заключить необходимые соглашения и оснащать Лабораторные комплексы следующими робототехническими учебными системами: 

o   Образовательный комплекс «УМКИ» ( Учебно-методический комплекс инженерный) в составе приобретаемых конструкторов, учебных наборов для сборки машин-роботов УМКИ, 3Д-коптера, управляемого плавающего робота–исследователя, универсальных контроллеров «УМКИ-К» с возможностью подключения до 100 различных исполнительных устройств и датчиков, комплектов актуальных датчиков по изучению окружающей среды ( воды, света, воздуха, давления, положения и т.п. ) и исполнительных устройств ( шаговых двигателей, линейных и угловых приводов, электрического управления инженерными решениями), а также беспроводными видеокамерами. 

o   Комплекс Робототехники «ЛЕГО» различных систем в развитой комплектации для сборки и изучения возможностей программирования собираемых роботов при выполнении реализуемых миссий. 

o   Робототехнические комплексы, поставляемые компанией «ТРИК». В курсе будут рассмотрены основные приемы программирования и конструирования роботов, а также элементы теории автоматического управления. ТРИК – это кибернетический конструктор нового поколения, обеспечивающий широкий набор возможностей: от построения мобильного робота, движущегося по линии, до балансирующих роботов, систем технического зрения и распознавания голоса. Необходимые стартовые знания: знакомство с базовыми алгоритмическими конструкциями, программирование на языке высокого уровня (Паскаль, Си) на базовом уровне, знакомство с объектно-ориентированным подходом.

o   Образовательные комплексы компании «Амперка», ориентированные на использование навыков электронной сборки компонентов устройств.  o Конструкторские наборы для сборки роботов Arduino, которые вместе со специально разработанными учебными материалами позволят обеспечить необходимый интерес школьников к работе при реализации миссий проекта. 

o   Специальные комплекты, ориентированные на выполнение миссий в сфере «зеленых» решений, эко-мониторинга, энергосбережения и реализации инжиниринговых решений (промышленные роботы). 

o   Широкий спектр  робототехнических и развивающих  конструкторов   ведущих  производителей  интеллектуальных  конструкторов  российских  и мировых  производителей. 

Учебно-методические материалы реализуемых курсов позволяют использование  как монобрендовых решений при реализации курса, так и различные варианты комбинированных решений, т.е. применения готовых вариантов решений одного конструктора при моделировании робота в другой технологической среде. Это практически снимает ограничения в творчестве, позволяет объединять решения в различных группах, максимально использовать опыт и потенциал участников миссий. 

Т.е. проект предусматривает равные условия для всех участников проекта по применению и использованию технологий сборки и программирования робототехнических решений при реализации миссий. 

 

      Программное обеспечение                                       

Команда ориентирована на максимальное использование открытого программного обеспечения и максимальной доступности проекта для всех существующих операционных систем.

Специальные программные продукты проекта: 

o   единая информационная среда проекта, позволяющая иметь оптимальные показатели пропуска трафика и возможностей передачи данных в каналах невысокой пропускной способности ( от 512 кБ /сек для удаленных Лабораторий); 

o   специальное мобильное приложение для автоматизированной системы формирования технического отчета о проекте, работающее в iOS, Android, Windows, в вариантах применения в качестве терминального доступа или «тонкого клиента». 

o   LINUX для управляющих серверов и компьютеров. 

o   MS- server для интерфейсных решений и серверов баз данных.  Все необходимое программное обеспечение приобретается и используется на условиях соблюдения авторских прав. 

 

Интерьерные решения 

 

 Особое внимание в проекте уделяется созданию внутреннего обустройства и интерьера поставляемой Лаборатории.  

                        Состав поставляемой мебели в лабораторию:  o Основной стол команды участников, рассчитанный на 6 основных посадочных мест с лицевым размещением к интерактивной доске или экрану. Стол имеет внутренние тумбочки с возможностью размещения комплектующих и деталей роботов. 

o   Два комплекта дополнительных столов-трансформеров для творчества, также оборудованных системами хранения и уникальной системой «QwickClean», используемой по окончании каждого занятия. 

o   Угловые и обычные напольные тумбы для размещения комплектующих, технологического оборудования, расходных материалов и одноразовых конструкторов, оборудованные удобными системами хранения. 

o   Закрытые и открытые полки и стеллажи  различных размеров и исполнения, обеспечивающие  создание необходимого интерьера.  o Специальные ученические кресла для преподавателя и школьников. 

Все решения имеют различные номинальные унифицированные размеры и позволяют «собрать» обстановку Лаборатории в каждом случае индивидуально. Количество составляющих, входящих в комплект, цвет и качество фасадов в каждом случае уникален. 

Все мебельные решения, конструктив и наполнение поставляемых лабораторий, осуществляется совместно с компанией «Шатура-Мебель» (г.

Шатура, РФ) 

 

Алгоритм взаимодействия 

 

Предполагается следующий алгоритм взаимодействия с Заказчиком Робототехнической Лаборатории. 

В рамках выполнения условий поставки в отремонтированное и заранее подготовленное помещение Заказчика (школы, центра досуга или региональной библиотеки) будет поставляться комплект оборудования, мебели, учебно-методического комплекса и выполняться ряд мероприятий: 

      Обстановка помещения Лаборатории (мебель, формирующая 3 различные творческие зоны - 1 основная + 2 дополнительные ) на 5-6 участников процесса каждая, удобные стеллажи, полки, тумбы для размещения  комплектующих  и расходных материалов Лаборатории. 

      Монтаж оборудования  визуализации - интерактивная доска или проектор и экран, два 42-дюймовых монитора, система конференцсвязи для общения с Центром Управления Проектом ( ЦУП «Сколково» ) и другими Лабораториями в режиме «он-лайн», оборудование для возможности  фото и видеосъемки решений. 

      Подключение необходимого компьютерного  оборудования - сервера хранения данных, доступа и управления проектом, ноутбуки на столах творческих учебных зон, планшетные компьютеры. 

      Ввод  в эксплуатацию  технологического оборудования, необходимого при проектировании и создании прототипов, используемого  в учебных курсах: 3Д–принтер, 3Д-сканер, широкоформатный принтер – каттер.

      Поставка  комплекта технического  оснащения  лаборатории - комплекты различных приводов для сборки, реальные механизмы промышленных роботов для выполнения ряда технических действий. 

      Монтаж необходимого  оборудования  освещения помещения  и инфраструктурного мэппинга помещения под выполняемые миссии и реализуемые задачи (проекторы короткофокусные). 

      Поставка комплектов  различных робототехнических комплексов и конструкторов  для сборки. В данном разделе представлены имеющиеся на рынке решения в сфере робототехники в количестве,  достаточном  для  детского  творчества в рамках предлагаемых учебных программ и широкого спектра факультативных (олимпийских) решений. 

      Комплектация учебными и дидактическими  материалами в виде раздаточных материалов и рабочих тетрадей по курсам в необходимом количестве, включая электронные версии решений, позволяющие создать и вести эту работу в рамках  отдельной социальной  сети. 

      Обеспечение  методическими  пособиями  для учителя ( тьютора), специально разработанные для работы в такой лаборатории, включая электронную версию  и поддержку этих решений. 

      Предоставление видеоматериалов  по постановкам задач всех учебных курсов для реализации в «офф-лайн» или на сайте проекта. 

      Возможность использования  специального мобильного приложения  для гаджетов проекта и личных гаджетов школьников, используемых по системе BYOD, созданное специально для этих курсов и позволяющее шаг за шагом формировать «дневник – отчет» действий каждого школьника при работе над проектами. Вся информация формирует отдельную социальную сеть проекта с помощью сервисов Instagram. 

 

Как происходят занятия?! 

Подразумевается следующий базовый алгоритм работы: 

 

1.                В лаборатории собираются 15 школьников, которые разбиваются на 3 самостоятельные группы. Каждая из групп выбирает для себя миссию. Возможна реализация различных миссий каждой из команд, объединенных  одной тематикой. При организации промо-курса школьники проходят обучение в рамках предоставленных учебных программ, получая начальные знания обо всех робототехнических комплексах и возможностях их программирования для принятия дальнейшего решения по продолжению занятий. 

 

2.                Существующие контентные решения, поставляемые в рамках проекта, позволяют учителю создать необходимое оформление миссий. Так для реализации «морских миссий» стены лаборатории за счет спецэффектов будут иметь  интерьер подводной лодки, космические решения – вид космического корабля, создание робота – исследователя - различные природные ландшафты и т.п. Для начальной формы обучения также разработаны привлекательные визуальные материалы детской тематики. 

 

3.                Предоставленные видеоматериалы курсов позволяют обеспечить внешнюю постановку задач школьникам непосредственно с установленных мониторов. Форма видеоматериалов – костюмированные сюжетные видеоролики, например  «Просьба о помощи», поступающая с одной из далеких планет  или «Поиск сокровищ затонувшего корабля».  

 

4.                Развитие миссий и реализация задач подкрепляется дополнительными видеороликами во время «следующих сеансов связи », которые состоятся во время следующих учебных занятий по курсу. 

 

5.                Возможность инициации «резервных сеансов связи» в режиме «он-лайн»  с ЦУП «Сколково »  и другими  реализуемыми аналогичными миссиями в других  аналогичных лабораториях посредством установленных систем конференцсвязи и СМС собственной социальной сети. 

( Наличие интернета  в Лаборатории  является обязательным условием!) 

 

6.                Проект предусматривает ведение собственных страниц в социальной  сети проекта, автоматизированное формирование отчета о деятельности всей  команды и каждого члена команды в ней с помощью мобильного приложения. 

 

7.                Формирование итогового  отчета о выполнении миссии, съемка отчетного видеоматериала, выступление перед  участниками других Лабораторий и ЦУП «Сколково» по системе конференц-связи в режиме вебинаров. Награждение участников и победителей.  Вывод на печать посылаемых Сертификатов и Грамот. Победители конкурсов приглашаются на периодические и отчетные мероприятия проекта (УПК «РоботоЛАБ», 10 смена ВДЦ «Орленок»). 

 

Показать все готовые решения мы готовы в мае 2015 года.

Т.е. мы создаем полный цикл взаимодействия обучаемых школьников  и авторов проекта.  В процессе работы все лаборатории будут получать необходимые расходные материалы, методическую поддержку, новые миссии и технические решения. 

 

Оценочные показатели развития проекта.

 

В данном разделе мы попробуем определить фокус группу потенциального спроса проекта с учетом существующих условий развития рынка, условий финансирования и возможных вариантов взаимодействия. 

Примерные оценочные показатели проекта : 

      Расчетный срок работы комплекса                                       3 года

      Ожидаемое количество поставляемых комплексов                 500 

      Расчетные затраты на комплекс в теч. 3 лет                         1.2 М 

Суммарный объем финансирования проекта   Наполнение бюджета: 

 

600 М 

o Продаваемые комплекты (~30% )           o Лизинговая схема расчетов (~60% )            

 

180 М

                                 § Первоначальный платеж                       

 

120 М 

                                  § Ежемесячные платежи                           

 

240 М

§ Поставка за счет средств проекта  

 

   60 М

                                         § Ежемесячные платежи по деятельности                  60 М

М- млн. руб. 

Получается, что Заказчиком проекта  могут стать партнеры, имеющие следующие возможности: 

o   оплатить полный комплекс единовременно                             1.2 М  o взять на себя ежемесячные затраты в размере                60-70 т.р.  o внести первый платеж 500 т.р. и ежемесячно             30-40 т.р. 

o   обеспечить сбор платежей за услуги «Сетевой Лаборатории «РоботоЛАБ» от нескольких школ по 10-15 т.р. в месяц., или частных лиц, спонсоров и т.п. на общую сумму обязательного ежемесячного платежа (необходимого для полного выполнения обязательств по поставке). 

 

Коммерческие аспекты взаимодействия

 

Продукты проекта (предлагаемые форматы). 

 

1.                В помещении инновационного центра Сколково  формируем Центр Управления Проектом  (ЦУП), в котором организуем школьникам  реальную  возможность увидеть,  как реализуется проект, какие задействованы ресурсы, и откуда стекается информация о достижениях проекта. В Центре Сколково имеется возможность проведения экскурсий, мастер-классов, подготовки тьюторов для проекта и обучение учителей по курсу преподавания основ образовательной робототехники. 

2.                Поставка     комплексов           «Сетевая      Лаборатория         «РоботоЛАБ» непосредственно в школы на согласованных коммерческих условиях купли- продажи и обслуживания. 

 

3.                Поставка комплексов «Сетевая Лаборатория «РоботоЛАБ» в ресурсные центры городов с заключением прямых договоров со школами на определенных коммерческих условиях и возможностью самостоятельного коммерческого использования. 

 

4.                Мобильные комплекты и решения  «СЕТЕВОЙ ЛАБОРАТОРИИ РоботоЛАБ» для демонстрации возможностей курсов и проектов при участии проекта во множестве конференций и мероприятий в течение года, проведение итоговых мероприятий. 

 

Более подробно доходно-расчетные показатели проекта представлены в финансовом плане. 

 

Предполагаемые партнеры проекта 

В целях эффективного развития проекта команда планирует разработать взаимовыгодные условия взаимодействия по проекту. 

 

Так, основными партнерами в организации проекта являются: 

-                     Инновационный фонд Сколково, резидентом которого является Лаборатория интеллектуальных технологий ЛИНТЕХ; 

-                     Ассоциация индустрии детских товаров (АИДТ) – один из организаторов Дней Робототехники в Сочи и WRO; 

-                     Агентство стратегических инициатив (АСИ), рассматривающее сегодня возможность предоставления нашему  проекту статуса  перспективного образовательного проекта;

-                     Федеральный Детский Центр «Орленок», готовый предоставить широкие апробационные возможности проекту, сформировать высокий уровень реализуемых проектом решений, придать федеральный статус тиражируемого проектного решения.

 

Основными финансовыми партнерами, на финансовые возможности которых сможет рассчитывать проект являются следующие: 

-                     СберБанк РФ, в рамках реализации программ кредитования малого и среднего бизнеса, инновационных проектов, имеющих социальную значимость; 

-Фонд «ВЭБ-Инновации», готового выступить портфельным инвестором инвестиционного проекта развития инновационной деятельности нашей компании; 

-                     Фонд «Сколково», готовый рассматривать заявку на выделение гранта на развитие проекта; 

-                     НКО «Малый Бизнес Москвы » (МБМ), предоставивший грант на развитие программ нашей компании; 

-                     Частные инвесторы, рассматривающие возможности развития совместных действий, направленных на реализацию проекта; 

-                     прочие фонды и организации, проявившие свою заинтересованность во взаимодействии по проекту. 

 

 Основными коммерческими партнерами, с которыми выстраиваются долгосрочные партнерские отношения, способные обеспечить надежное выполнение обязательств по проекту являются: 

 

- Panasonic как возможный поставщик комплексных интерактивных и мультимедийных решений, используемых в проекте; 

-Компании, поставщики робототехнических комплексов и учебно-методических материалов, обеспечивающих не только своевременные поставки комплектующих комплексов, но и необходимую информационную, техническую и организационную поддержку проекта; 

-Компания «Шатура –Мебель » как российский производитель и поставщик уникального, разработанного по специальному заказу, комплекта офисной и ученической мебели с необходимым функционалом и возможностями; 

- Компания «ТБ-Проект» как системный интегратор и поставщик телекоммуникационного и серверного оборудования, всех сетевых решений;  -Другие компании, готовые обеспечить свое партнерское участие в проекте. 

 

Список компаний партнеров проекта активно расширяется.