Регламент может быть изменен не позднее, чем за 1 месяц до начала соревнований.

Организационная часть.

Соревнования проводятся в трех номинациях:

1.       Робофутбол

2.       Езда по линии на скорость

3.       Прохождение траектории с препятствиями

Для проведения соревнований используются 2 специально подготовленных поля.

 

Поле №1 для Робофутбола.

 

 

 

 

 

Поле №2 Универсальное

Параметры полей приведены в регламентах соответствующих номинаций.

Оргкомитет оставляет за собой право вносить новые виды соревнований не позднее, чем за месяц до турнира. Соревнования проводятся в двух возрастных категориях:

- Средняя (до 12 лет);

- Старшая (до 19 лет).

В Турнире участвуют команды, состоящие из 2 человек. Каждая команда выполняет по две попытки в выбранных номинациях.

Требования к роботам

1.       Количество двигателей и датчиков, которые можно использовать во время турнира, не ограничивается. Блок управления модели может быть любым, но не компании LEGO® (то есть не допускается применение контроллеров LEGO®MINDSTORMS RCX; LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 или LEGO MINDSTORMS EV3 и т.п.)

2.       Роботы должны соответствовать требованиям, изложенным в регламентах номинаций.

3.       Запрещается использование уже готовых роботов, которые не требовали сборки и программирования.

Организационные моменты

Оператором называется член команды, которому поручено включать и останавливать робота во время попытки.

Во время попытки только оператору соревнующейся команды разрешено находиться на территории возле игрового поля.

До начала каждого раунда соревнований всех роботов нужно сдать судейской коллегии. Команде запрещено изменять своего робота до завершения данного конкретного вида соревнований. Однако в начале каждой попытки можно менять батарейки или аккумуляторы. Команды должны поместить робота в инспекционную область перед началом соревнования в каждой из секций.

После подтверждения судьи, что робот соответствует всем требованиям, соревнования могут быть начаты. Если при осмотре будет найдено нарушение в конструкции робота, то судья даст 3 минуты на устранение нарушения. Однако если нарушение не будет устранено в течение этого времени, команда не сможет участвовать в состязании.

Робофутбол: Роботы для соревнований по Робофутболу не должны быть автономными и должны иметь внешнее управление. Для первого вида соревнований – дистанционное с пульта, для второго вида соревнований – дистанционное пошаговое программирование.

Движение по линии: Роботы для соревнования «движение по линии» должны быть полностью автономными.

Траектория с препятствиями: Роботы для езды по траектории с препятствиями должны быть или полностью автономны, или допускать выполнение программы с удаленного компьютера. При этом, во время прохождения трассы не допускается внесение изменений в программу.

 

Требования к команде.

1.       Команда должна состоять не более, чем из двух человек в каждой из номинаций для каждой возрастной категории.

2.     В день соревнований команда должна иметь портативный компьютер и все необходимые материалы, такие как: роботы, программу для роботов, запас необходимых деталей и компонентов, запасные батарейки или аккумуляторы и т.д

 

Регламент проведения соревнований в номинации Робофутбол.

Игровое поле.

Поле №1 (рис.1) предназначено для соревнований по робофутболу.

Поле представляет собой специальный ковер размером 2х1,5 метра, изготовленный из пластика и пористой резины. Вся разметка нанесена типографским способом на износостойкое пластиковое покрытие.

Игровое поле должно быть размещено на ровной поверхности, не имеющей уклонов.

Вокруг игрового поля на расстоянии 20 см. должно располагаться заграждение высотой 10-15 см., достаточно прочное и хорошо закрепленное что бы выдержать упор робота. Ограждение может быть изготовлено из любого материала, поскольку это никак не влияет на игру.

 

 

 Рисунок 1 (Поле для робофутбола)

Ворота.

  1. Ширина каждых ворот составляет 300 мм..
  2. Глубина каждых ворот составляет 100 мм
  3. Высота ворот составляет 150 мм
  4. Поверхность поля внутри ворот должна быть абсолютно ровной и строго горизонтальной.

Роботы.

Размеры роботов.

  1. Размеры роботов определяются в «положении стоя» с учётом всех максимально выступающих частей.
  2. Расположенный таким образом робот должен вписываться в цилиндр с внутренним диаметром 300 мм.
  3. В высоту робот должен быть не более 200 мм.
  4. Каждый робот должен весить не более 1 кг.
  5. При проверке каждый из роботов должен быть установлен в положение с максимальной высотой и размахом выступающих частей. Если робот снабжён подвижными элементами, которые выступают в двух направлениях, то этот робот должен будет быть проверен в действии. При этом робот не должен касаться стенок проверочного цилиндра.
  6. В каждом состязании принимают участие роботы, масса которых различается не более, чем на 10%. Допускаются изменения в данном правиле, если команды-участницы обоюдно подтвердят своё согласие с таким изменением.

Управление роботами

1.       Роботы могут управляться дистанционно либо по программе, либо с помощью пульта управления.

2.       Использование автономных роботов ограничено применением обычного не электронного мяча.

  1. Допускается использование соединения bluetooth для связи роботов между собой, но только если это не окажет воздействия на работоспособность остальных роботов.

Маркировка/Расцветки роботов.

  1. Участники соревнований должны каким-либо способом пометить своих роботов так, чтобы была видна их принадлежность к одной и той же команде.
  2. Роботы должны быть окрашены и помечены так, чтобы это не оказывало влияния на игру и датчики других роботов.

Команды

1.       В каждой команде должно быть не более трех роботов из которых один находится в запасе на случай поломки робота из основного состава.

Конструкция роботов

1.       В одной команде могут быть только одинаковые роботы

2.       Конструкция роботов должна быть сделана таким образом, чтобы углубление в захвате для мяча было не более трех сантиметров в глубину.

3.       Запрещается применять в конструкции роботов элементы, предназначенные для разрушения робота противника.

4.       Запрещено применение в конструкции роботов хватов и манипуляторов для захвата мяча.

 

Общие правила.

1.       Цель игры – забить как можно больше мячей в ворота противника, не нарушая правил игры.

2.       В игре принимают участие 4 робота, управляемые четырьмя участниками.

3.       Игра происходит мячиком для большого тенниса.

4.       Роботы в начале игры располагаются на четырёх черных метках, находящихся по краям поля за красными линиями.

5.       Мячик в начале игры располагается на черной метке по центру поля.

6.       Движение роботов начинается по сигналу судьи.

7.       Разрешается блокировать роботов противника физически, с помощью своих роботов в том случае, если робот противника в этот момент владеет мячем..

8.       Разрешается двигаться только в пределах игрового поля. Выезд за его пределы строго запрещен и наказывается штрафным ударом.

9.       Штрафной удар производится мячиком, установленным в центр поля. При этом роботы противника располагаются на двух черных метках, расположенных на своей стороне поля. Удар должен происходить в форме толчка мячика в сторону ворот противника. При этом, если робот, пробивающий штрафной удар проезжает через красную линию со стороны ворот противника, то удар не засчитывается и происходит сбрасывание (мячик в центре поля) как в начале игры. Штрафной удар наносится по команде судьи. Роботы противника, находящиеся на черных метках в момент удара, также могут двигаться и препятствовать движению мяча к своим воротам.

  1. Роботу запрещается удерживать мяч под собой.
  2. Мяч всегда должен быть «на виду» так, чтобы другие игроки имели к нему доступ в любой момент матча, части робота не должны перекрывать мяч более чем на его радиус.

12.   Игра происходит на время и состоит из 2-х периодов по 10 минут с промежутком в 5 минут между периодами.

13.   В случае поломки робота во время игры, может быть произведена замена сломавшегося робота на аналогичного. Но не более, чем один раз за игру. В случае повторной поломки, команде засчитывается техническое поражение со счетом 0:5.

14.   Выигрывает команда, забившая большее количество мячей в ворота противника.

Проведение матча.

  1. Предварительные настройки.
    1. Организаторы турнира разрешат доступ к игровому полю для настройки и проверки роботов до начала соревнований в соответствии с расписанием, которое будет опубликовано в начале мероприятия.
    2. Организаторы постараются выделить не менее 10 минут для проведения настроек перед каждой игрой.
    3. Судья будет проверять целостность мяча перед каждым периодом (половиной игры) матча.
    4. В этот же период команды могут предъявить претензии к роботам соперника.
  2. Продолжительность игры.
    1. Матч будет состоять из двух 10-минутных периодов. По решению оргкомитета турнира продолжительность периодов в некоторых случаях может быть изменена.
    2. Между периодами предусмотрен 5-минутный перерыв.
    3. Секундомер включается с началом игры и работает на протяжении всей игры (двух 10-минутных периодов), без остановки времени (за исключением тайм-аутов, взятых судьёй).
    4. По решению судьи команда может быть наказана одним голом за одну минуту опоздания.
    5. Если команда не будет готова к игре через 5 минут после её начала, она будет признана проигравшей со счетом 0:5.
    6. Если разница забитых голов в матче достигает 10, то матч завершается.

 

  1. Начало игры.
    1. Перед началом каждого периода матча судья бросает монетку, и команда, стоящая первой в списке, должна будет сделать свой выбор (орел или решка) и заявить его, пока монета находится в воздухе.
    2. Команда, выигравшая жребий, может выбрать ворота
    3. Команде, которой не повезло жребием, достанется другой выбор.
    4. Во втором периоде команды меняются воротами.
  1. Первые удары по мячу.
    1. Каждый период матча начинается с установки мяча на центр поля.
    2. Все роботы должны находиться на своей половине поля на черных метках (в обороне).
    3. Роботы не должны двигаться (колёса не должны вращаться).
    4. Судья устанавливает мяч в центр игрового поля.
    5. По команде судьи включается секундомер, и роботы начинают движение.
    6. Любой робот, начавший игру до сигнала судьи, будет удалён с поля на одну минуту.

 

5.       Подсчёт очков.

  1. Гол будет засчитан, если мяч полностью пересечёт линию ворот. То есть, мяч должен удариться о заднюю стенку ворот. Если гол засчитан, судья свистит в свисток.
  2. Чтобы гол был засчитан, мяч должен либо свободно вкатиться в ворота, либо может быть «затолкнут». В обоих случаях гол будет засчитан.
  3. Если мяч попадёт в ворота, отскочив от робота-защитника, который какой-либо своей частью находится на линии ворот или в «площади ворот», он будет засчитан.
  4. После засчитанного гола, игра снова начинается с центра поля.
  5. "Автоголы" будут засчитаны в любом случае.

 

6.       Мяч «в ауте»

  1. Мяч будет считаться в ауте, если он ударился о внешнюю ограждающую стенку или покинул поле.
  2. После объявления «мяч в ауте», его устанавливают в ближайшей нейтральной зоне, так, чтобы это было невыгодно команде, робот которой последним коснулся мяча. То есть, в нейтральной зоне, расположенной в направлении, противоположном удару.

 

7.       Повреждённые роботы.

  1. Если робот оказался неспособным самостоятельно двигаться, судья объявляет его повреждённым.
  2. Если один робот где-то застрял или не может двигаться, судья признаёт его повреждённым.
  3. Судья или игроки (после разрешения судьи) могут убрать повреждённого робота (или роботов) с игрового поля.
  4. Повреждённый робот должен оставаться вне игрового поля не менее одной минуты. Повреждённый робот может быть починен и/или заменен на запасного, после чего с разрешения судьи может быть возвращён в нейтральную зону ближайшую к воротам, которые он защищает, при этом не будет учитываться, например, был ли робот повёрнут к мячу.
  5. Если робот опрокинулся после столкновения с другим роботом, судья может снова поставить его «на ноги» и робот продолжит играть.

8.       Остановка игры.

  1. Игра может приостанавливаться по свистку судьи (тайм-аут), но при этом секундомер не останавливают – на усмотрение судьи. В этот момент все роботы должны сразу же остановиться и вернуться в те позиции, которые они занимали, когда прозвучал свисток.
  2. Остановленная игра возобновляется по сигналу судьи, при этом все роботы должны стартовать одновременно.
  3. Судья также может взять тайм-аут для ремонта игрового поля, или если судью вызовут для уточнения правил проведения соревнований. Если остановка игры затягивается, судья может остановить секундомер.

 

Игра может производиться двумя типами роботов:

- управляемыми дистанционно

- программируемыми дистанционно

В первом случае игра идет без остановки, а во втором пошагово, как описано ниже.

В одном матче могут принимать участие только роботы одного типа.

Пошаговая игра.

1.       Каждый ход программируется отдельно.

2.       Ходы в игре происходят тогда, когда участники готовы их сделать (то есть по мере изменения участниками кода программы и отдачи команды роботу на его исполнение).

3.       За время хода каждый робот может выполнить ход из не более чем восьми последовательных запрограммированных команд.

Далее всё происходит аналогично роботам, управляемым с пульта.

 

Регламент проведения соревнований в номинациях Езда по линии и Езда по траектории с препятствиями.

Для соревнований «езда по траектории» используется поле №2 (рисунок 2)

Поле имеет размеры 1,5х2 метра

Рисунок 2 (Поле №2 Универсальное)

Виды соревнований:

1.       На скорость прохождения трассы.

2.       Езда с объездом препятствий, установленных на трассе.

Используемые роботы

1.       Размеры робота должны быть таковы что бы он в стоячем положении вписывался в цилиндр диаметром 25 см

2.       Робот должен быть сконструирован таким образом, чтобы не наносить механических повреждений полю для соревнований.

3.       Вес робота не должен превышать 2 кг

4.       Робот должен выполнять задачу автономно на основании показаний датчиков, либо ехать по программе.

5.       Другие ограничения на конструкцию роботов отсутствуют.

Соревнования по прохождению трассы на скорость.

Цель соревнований – пройти трассу максимально быстро, не опрокинувшись, без остановок и не сходя с линии. Выигрывает участник, робот которого сделает это быстрее всех остальных.

Проведение соревнований

1.       Для проведения настройки робота, каждому участнику дается 5 минут перед основным заездом.

2.       Робот, выполняющий задание, устанавливается перед отметкой «старт» на линию и должен оставаться неподвижным вплоть до команды «старт», подаваемой судьёй.

3.       По сигналу судьи, участник включает своего робота и тот начинает движение. При этом участник максимально быстро покидает стартовую зону. Одновременно с этим судья включает секундомер.

4.       Началом отсчета времени заезда является момент пересечения передней частью робота стартовой линии. Окончанием отсчета времени заезда является момент пересечения передней частью робота финишной линии.

5.       Робот должен проехать 2 круга из которых выбирается лучший по времени.

6.       Во время проведения состязания участники команд не должны касаться роботов.

7.       Попытка заканчивается если:

 - Участник коснулся робота.

 - Участник коснулся одного из объектов соревнования.

 - Окончилось максимальное время состязания (2 минуты).

 - Робот находится полностью в зоне финиша

 - Зафиксированы любые другие нарушения правил.

Дисквалификация

1.       Робот, который остановился, сломался, не в состоянии продолжать движение или опрокинулся считается дисквалифицированным и выбывает из соревнований.

2.       Робот сошедший с трассы (не вернувшийся на нее в течение 5 секунд), считается дисквалифицированным и выбывает из соревнований.

3.       Если робот потеряет линию более чем на 5 секунд и/или «срежет» траекторию движения, он будет дисквалифицирован. (Покидание линии, при котором никакая часть робота не находится над линией, может быть допустимо только по касательной и не должно быть больше чем три длины корпуса робота. Длина робота в этом случае считается по колесной базе.)

  

Езда с объездом препятствий, установленных на трассе.

Цель соревнований – без ошибок и максимально быстро пройти трассу с препятствиями.

Проведение соревнований

1.       Для проведения настройки робота, каждому участнику дается 5 минут перед основным заездом.

2.       Робот, выполняющий задание, устанавливается на любое стояночное поле белого цвета, выделенное пунктиром, на краю трассы.

3.       По сигналу судьи, участник включает своего робота, после чего тот должен покинуть стояночное место и выехать на трассу.

4.       Одновременно с началом движения робота, судья запускает секундомер и начинается отсчет времени прохождения трассы. Время одной попытки устанавливается изначально как 1.5 минуты.

5.       На трассе установлены препятствия в виде пустых алюминиевых банок, которые робот должен объехать, не задев, и вернуться на трассу. Также, на трассе могут быть установлены мостики и туннели. Ширина проездов в туннеле и ширина мостиков соответствуют ширине трассы. Высота туннелей 20 см.

6.       За прохождение каждого препятствия, робот либо получает -10 секунд к времени попытки, либо 15 баллов, в случае если робот не достигнет финиша.

7.       Если робот не преодолеет всю траекторию, то ему за прохождение каждой четверти дистанции будет присуждаться по 10 баллов.

8.       Роботам разрешается съезжать с трассы для объезда препятствий. При этом время преодоления одного препятствия должно составлять не более 15-ти секунд.

9.       По окончании прохождения трассы, робот должен занять положение на той парковочной площадке с которой выехал при старте.

10.   Победителем будет объявлена команда, потратившая на преодоление дистанции наименьшее время, а если такие команды не определяться, то победитель будет выбрана команда, получившая максимум очков.

Дисквалификация

1.       Робот, который остановился, сломался, не в состоянии продолжать движение или опрокинулся считается дисквалифицированным и выбывает из соревнований.

2.       Робот сошедший с трассы (не вернувшийся на нее в течение 5 секунд за исключением участков объезда препятствий), считается дисквалифицированным и выбывает из соревнований.

 

3.       Робот, не сумевший объехать препятствие за 15 секунд считается дисквалифицированным и выбывает из соревнований.